Корпоративный психолог – современный тренд развития крупных компаний. Сегодня большинство работодателей понимают, что благоприятный психологический климат в коллективе является важнейшим условием для успешного развития. Даже руководители небольших организаций, в современных условиях, все больше пользуются услугами корпоративных психологов. В связи с этим востребованность таких специалистов постоянно возрастает и, как следствие, возрастает потребность в качественных, комплексных образовательных программах, направленных на развитие компетенций в сфере организационной и бизнес-психологии. 
Продолжительность
10 месяцев
Форма обучения
Очная с использованием дистанционных образовательных технологий.
5 очных сессий по 3 дня + дистанционный формат + самостоятельная работа с использованием электронных ресурсов.
Документ
Удостоверение о повышении квалификации Тренингового Агентства «Мастер-Класс» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности№ 1110 выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2014).
Кому адресована программа
Программа будет полезна психологам, коучам, корпоративным тренерам, руководителям и специалистам HR служб, консультантам, педагогам.
Цель обучения
Формирование и развитие компетенций, необходимых для системной работы в сфере организационной психологии и психологического бизнес-консультирования.
Задачи обучения
- Сформировать представление об особенностях организационного развития и человеческом факторе в трудовой деятельности организации.
 - Освоить навыки индивидуального психологического консультирования сотрудников.
 - Освоить навыки психологического консультирования руководителей по вопросам управления социальными отношениями.
 - Освоить методы урегулирования конфликтов в организации.
 - Сформировать компетенции, необходимые для осуществления профессиональной экспертизы и психологического консультирования по вопросам адаптации, развития управленческого потенциала, групповой сплоченности, мотивации, управления стрессом и благополучием сотрудников.
 
Освоение программы «Организационная психология и психологическое бизнес-консультирование» направлено на формирование следующих компетенций:

Модуль 1. Организация как система. Законы функционирования организационных систем. Корпоративная культура
Организация как социальная система. Организационные структуры управления
- Что такое организация? Системный подход к изучению организации
 - Свойства организационных систем. Внешняя и внутренняя среда организации и их взаимодействие
 - Миссия и цель организации
 - Жизненный цикл организации
 - Типовые проблемы развития и кризисы организаций
 - Концепции и модели управления организационными изменениями
 - Управление изменениями бизнес-процессов организации: подходы к оптимизации бизнес-процессов
 - Структурные характеристики организации: понятие организационной структуры, разделение труда, управление и контроль.
 - Традиционные (классические) организационные структуры
 - Современные модели организационных структур
 
Законы и принципы функционирования организации как системы
- Организация как система. Элементы организации как системы.
 - Взаимодействие между элементами системы
 - Законы и принципы развития организации.
 - Последствия нарушения законов организационных систем.
 
Организационное развитие
- Жизненный цикл организации
 - Типовые проблемы развития и кризисы организаций
 - Концепции и модели управления организационными изменениями
 - Управление изменениями бизнес-процессов организации: подходы к оптимизации бизнес-процессов
 
Бизнес как деятельность
- Субъекты бизнеса: участники, роли
 - Основные компоненты понятий «должность» и «служебные обязанности»
 - Взаимоотношения субъектов бизнеса: конкуренция и партнерство, доверие и недоверие
 - Имидж и HR-брендинг как фактор развития бизнеса
 
Компетенции и функции руководителя
- Лидерство и руководство
 - Функции и структура деятельности руководителя
 - Стили руководства как управленческий инструментарий. Личность и стили принятия решений.
 - Различные виды классификации руководителей, акценты в руководстве с учетом психологических особенностей
 - Психологические аспекты принятия управленческого решения: специфика управленческих решений
 - Профессионализм и авторитет руководителя и его формирование
 
Корпоративный психолог в процедурах HR
- Специфика взаимодействия с HR специалистами
 - Функции при подборе персонала
 - Интервью при подборе. Составление психологического портрета
 - Технологии адаптации персонала
 - Инструменты оценки и развития компетенций персонала
 - Консультации по вопросам карьеры
 
Корпоративная культура
- Корпоративная культура как элемент внутренней среды организации и объект управления. Составляющие корпоративной культуры. Ценности
 - Влияние корпоративной культуры на эффективность системы менеджмента
 - Аудит корпоративной культуры: практические рекомендации по организации исследования.
 - Анализ миссии и ценностей, культивируемых организацией
 - Изучение удовлетворенности персонала, HR метрик, влияния HR бренда
 - Анализ корпоративного кодекса, корпоративного сайта, внутрифирменных коммуникаций, корпоративных мероприятий
 
Модуль 2. Корпоративный психолог: компетенции, роли и задачи в бизнес-среде. Технологии и методы работы корпоративного психолога
Личность и компетенции корпоративного психолога
- Роли корпоративного психолога (диагност, конфликтолог, профайлер, психолог-консультант, коуч, тренер, участник HR процедур). Возможности, ограничения каждой роли
 - Области экспертизы корпоративного психолога – обязательное и желательное. Выбор вектора развития, специализация эксперта
 - Личностные качества и ценности, приводящие к успеху
 - Портрет эффективного корпоративного психолога
 
Организационная диагностика.
- Структура, виды и этапы диагностики в организации
 - Цель, задачи и основные методы диагностики социально-психологического климата в коллективе
 - Методы диагностического исследования
 - Анализ, интерпретация и использование данных организационной диагностики
 
Навыки эффективной коммуникации
- Активное слушание
 - Беседа с использованием коучинговых вопросов
 - Коммуникация на уровне «взрослый-взрослый»
 - Обратная связь
 - Конструктивная критика
 - Мотивирующая беседа
 - Влияние коммуникаций и кросс-функционального взаимодействия на эффективность бизнеса
 
Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность
- Понятия Эмоциональный интеллект и Эмоциональная компетентность
 - Чувства базовые и социальные
 - Управление собой и самоосознанность
 - Как проживать чувства. Разница между проживанием и выражением
 - Как понимать свои эмоции
 - Как и когда управлять своими эмоциями
 - Как быть с чувствами других людей. Общение без «спасения»
 - Как понимать эмоции других людей
 - Как управлять эмоциями других людей
 - Техники работы с негативными эмоциями
 
Психологическое консультирование как вид психологической помощи субъектам бизнеса
- Специфика применения психологического консультирования в корпоративном формате. Запросы со стороны руководителей, специалистов
 - Организация процесса консультирования. Консультативный контракт. Распределение ролей, ответственности
 - Методология корпоративного психолога, учет корпоративной специфики, выбор консультативной стратегии
 - Гайд «Этапы консультирования. Задачи, техники, типичные ошибки»
 
Коучинг, как вид психологической помощи
- Задачи, решаемые с помощью коучинга. Основные парадигмы и условия эффективности метода
 - Искусство задавания вопросов и обратной связи в коучинге. Особенности позиции коуча и клиента
 - Применение инструмента GROW в процессе коучинга. Модель T-коммуникации
 
Создание команды. Повышение сплоченности команд
- Типы запросов компаний на «командообразование». Сплоченность членов команды и результативность
 - Жизненный цикл команды по Б. Такману. Моделирование командного взаимодействия
 - Форматы командообразующих мероприятий
 - Разработка оптимального модуля под задачи руководства и команды
 
Технологии социально-психологического развития и обучения персонала
- Бизнес-тренинг. Задачи, решаемые с помощью тренинга
 - Востребованные темы тренингов
 - Основные принципы проведения тренинга
 - Интерактивность, развитие навыков, адаптация к реалиям бизнеса
 - Управление групповой динамикой. Структура, формат, инструменты тренинга
 - Креативные сессии
 - Стратегические сессии.
 
Модуль 3.Управление конфликтами в организации
Основы конфликт-менеджмента
- Понятие и феномен конфликта
 - Причины возникновения и роль конфликтов в организации
 - Структура конфликта
 - Типы конфликтов и их особенности
 - Классификация причин конфликтов
 - Анализ причин конфликтов
 - Основные периоды и динамика конфликта
 
Участники конфликта и конфликтные переживания. Стратегии и тактики конфликтного поведения.
- Стратегии и тактики конфликтного поведения. Типология ресурсов и характеристики участников конфликта
 - Активизация участников. Стадии развития конфликта
 - Модели поведения в конфликтной ситуации
 - Развитие эмоциональных состояний в конфликте. Управление эмоциями в конфликте
 - Рефлексивная саморегуляция. Рефлексивное управление
 - Самоидентификация в конфликте. Особенности самоопределения
 - Анализ индивидуальных стилей поведения участников группы и рекомендации по преодолению проблем, возникающих у них в конфликтных ситуациях
 - Конструктивные стили поведения в конфликтах
 - Приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях
 - Техники оперативной саморегуляции
 - Ситуационный стресс-менеджмент
 - Методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию
 - Ассертивное (уверенное) поведение
 - Мотивация оппонентов в конфликте
 - Кейсы и ролевые игры
 
Способы управления конфликтными ситуациями
- Приёмы психологической защиты в конфликтных ситуациях
 - Техники оперативной саморегуляции
 - Ситуационный стресс-менеджмент
 - Методы противостояния агрессивному и манипуляционному психологическому воздействию
 - Ассертивное (уверенное) поведение
 - Мотивация оппонентов в конфликте
 - Кейсы и ролевые игры
 
Влияние в бизнесе. Экологичное влияние
- Принципы экологии отношений
 - Психологические манипуляции
 - Методы защиты от манипуляции
 - Инструменты влияния руководителя
 - Приемы влияния через эмоции
 - Тактические приемы влияния
 - Развитие навыков двусторонней аргументации
 - «Силовые» методы влияния
 
Профилактика конфликтов в организации
- Выявление и предотвращение конфликтных ситуаций
 - Посредничество в конфликте: принципы и методики
 - Рекомендуемые меры по профилактике и разрешению конфликтных ситуаций в коллективе
 - Ключевые принципы организации эффективной совместной деятельности
 - Фасилитирование групповых процессов
 
Медиативные техники работы с конфликтами
- Специфика и принципы медиации
 - Роль и функции медиатора
 - Содержание медиации
 - Стратегия и тактика поведения медиатора
 
Модуль 4. Управление стрессом. Работа с неудачами и потерями в бизнесе
Понятие стресса и особенности его развития
- Что такое стресс?
 - VUCA-мир как основание для размножения стресс-факторов (стрессоров)
 - Основные признаки стресса, его виды и стадии развития
 - Стрессогенные факторы – причины и последствия стресса
 - Основные признаки стресса по 4 составляющим – мысли, эмоции, тело, поведение
 - Психологические типы и привычные способы реагирования на стресс
 - Установки и их роль в появлении стрессов
 - Динамика стресса, что происходит в нашем организме, цикличность изменений
 - Психосоматическое воздействие стресса
 
Стресс-менеджмент. Стратегия поведения в стрессовых ситуациях
- Привычные способы реагирования на стресс
 - Выбор лучшей реакции в зависимости от произошедшей стрессовой ситуации
 - Техники саморегуляции в стрессовых ситуациях
 - Соотношение «хочу»/«надо»
 - Методы быстрой самоорганизации, эффективные методы расслабления и восстановления
 - Ассертивное (уверенное) поведение
 - Осознание важности и значимости своей роли
 - Методы обретения уверенности в стрессовом состоянии
 - Умение держать удар и говорить: «Нет»
 - Правила вежливого отказа
 - Техники противостояния агрессии и манипуляции
 
Эмоциональное выгорание
- Эмоционально выгорание сотрудников и руководителей. Причины и последствия
 - Основные стратегии работы с эмоциональным выгоранием
 - Управление эмоциями в состоянии стресса и профилактика эмоционального выгорания
 
Технологии управления стрессом сотрудников
- Диагностика уровня стресса сотрудников. Приемы самооценки стресса
 - Реакции тела и психики в ситуации стресса
 - Упражнения для снижения уровня стресса сотрудников, снятия «нервных зажимов», повышения стрессоустойчивости и жизнестойкости в условиях высоких рабочих нагрузок, многозадачности, цейтнота
 - Организация работы по снижению стресса в компании
 
Работа с неудачами и потерями в бизнесе
- Работа с острыми стрессовыми ситуациями. Методы работы
 - Телесно-ориентированные и PW техники
 - Влияние психологического состояния руководителя на подчиненных
 
Модуль 5. Управление благополучием сотрудников. Концепция Well-being
Мотивация и самомотивация к развитию
- Понятие о потребностях, мотивах и стимулах
 - Содержательные теории мотивации: теория иерархии потребностей А. Маслоу; теория мотивации К. Алдерфера; мотивационно-гигиеническая теория Ф. Херцберга; теория трех потребностей Д. Мак-Клелланда
 - Процессуальные теории мотивации: теория ожидания В. Врума; теория постановки целей; теория справедливости
 - Мотивация и результативность деятельности
 - Основные подходы к управлению мотивацией и их применение на практике
 - Проблемы мотивации к развитию, саморазвитию и совершенствованию
 - Формирование мотивации и связь с энергией развития
 
Нематериальное стимулирование
- Лояльность – возникновение и уровни лояльности
 - Состав команды: попутчики или соратники?
 - Инструменты и методы формирования лояльности
 - Минута на похвалу. Обратная связь и способы ее передачи
 - Наказание и поощрение
 - Стиль управления как сильный мотивационный фактор
 - Вдохновляющие цели
 - Нематериальное стимулирование: приемы, возможности и ограничения
 - Компенсационный пакет
 - Cafeteria-plan
 - Инструменты самомотивации
 - Счастье в деятельности
 
Тонус-менеджмент и энерго-менеджмент, как инструменты управления благополучием сотрудников
- Энергия как управляемый ресурс
 - Аудит энергии и уровня профессионального вдохновения\выгорания – индивидуальные и командные показатели
 - Ресурсные и нересурсные состояния
 - Отсутствие энергии и мотивации на выполнение поставленных задач
 - Работа с «ресурсными» состояниями
 - Мысли и реальность, обучение видеть факты и взаимодействовать с фактами
 - Техника рефрейминга (изменения отношения к ситуации)
 - Выработка навыков позитивного мышления в сложных ситуациях
 - Техника концентрации на деталях
 - Упражнения по набору энергии
 
Внутренняя энергия
- Смыслы, ценности и самоидентичность, как энергетические факторы
 - Почему мы знаем, как правильно жить/работать, но не делаем?
 - Работа в авральном режиме и выход из зоны комфорта, последствия для организма
 - Энергичность и внутренняя энергия и ее источники
 - Как организация своей жизни влияет на активность человека?
 
Ресурсы человека как источник энергии
- Четыре источника энергии: здоровье, мотивация, эмоции, творчество
 - Основы психосоматики – влияние работы мозга на здоровье
 - Психосоматические заболевания, профессиональное выгорание и синдром «трудоголика»
 - Психологическая гигиена профилактика эмоционального истощения
 - Управление своими эмоциями, формирование положительных впечатлений
 - Состояние «потока» как прийти к ежедневному ощущению счастья?
 - Творчество в рутинной деятельности, где найти источники идей
 - Как работать энергично и без последствий для организма?
 
Концепция well-being. Внедрение well-being в компании
- Что такое well-being
 - Пять аспектов well-being и что с ними делать
 - Как начать работать над well-being
 - Шаги по внедрению концепции благополучия
 
Уникальность программы
- Программа разработана на основе краткосрочных программ обучения Тренингового агентства «Мастер-Класс», реализуемых с 2006 года, прошедших многократную апробацию и доказавших свою эффективность.
 - Участники получат уникальные технологии корпоративного психологического консультирования, а также набор многократно апробированных инструментов и приёмов, необходимых в работе корпоративного психолога.
 - С участниками постоянно работают индивидуально по развитию их сильных сторон.
 
Технологии реализации программы
Программа направлена на изучение современной организационной психологии и методов психологического бизнес-консультирования, включает разносторонние варианты упражнений, кейсов и игр, раскрывающих возможности корпоративного психолога и демонстрирующих таланты слушателей.
Программа поможет участникам более творчески подходить к учебному процессу, сформировать и развить мастерство психолога; подготовиться и успешно провести свою первую консультацию; получить развернутый анализ проведённой консультации и оценку эффективности обучения.
Объем программы
Общий объем программы составляет 234 академических часов. Из них:
- 120 ак. ч. – очная активная форма обучения (5 модулей по 24 ак. ч.)
 - 40 ак. ч. – дистанционный формат обучения – практикум + консультации и методическое сопровождение (в межмодульный период 8 ак. ч. по каждому модулю)
 - 20 ак. ч. – выполнение практических заданий для промежуточной аттестации (в межмодульный период 4 ак. ч. по каждому модулю)
 - 10 ак. ч. – промежуточная аттестация (2 ак. ч. по каждому модулю)
 - 40 ак. ч. – подготовка к итоговой аттестации (выполнение итоговой работы)
 - 4 ак. ч. – итоговая аттестация
 
Время проведения и режим очных занятий
5 очных сессий, выстроенных по модульному принципу. Продолжительность сессии – отдельного модуля 3 дня, с 10.00 до 17.00.
Промежуточная аттестация
После каждого модуля участники самостоятельно выполняют практические задания, направляют их преподавателям (тренерам) программы на проверку и получают обратную связь в виде рекомендаций и предложений. При условии успешно выполненных заданий в межсессионный период слушатели получают аттестацию.
Итоговая аттестация и документы об окончании программы
К итоговой аттестации участники допускаются по результатам освоения всех модулей на основании выполненных и представленных в установленные сроки практических заданий.
Итоговая аттестация проходит в четыре этапа:
I этап – в форме тестирования по темам 5 модулей.
II этап – демонстрация навыков диагностики социально-психологического климата в организации (Решение кейса).
III этап – демонстрация навыков индивидуального психологического консультирования.
IV – демонстрация навыков психологической работы с группой.
По итогам IV этапа, аттестационная комиссия дает развернутый отзыв на представленный тренинг и принимает решение о результатах итоговой аттестации и присвоении квалификации «Корпоративный психолог».
После успешного прохождения аттестационных испытаний участники получают:
Удостоверение о повышении квалификации (Лицензия № 1110 выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 08.08.2014).












