7 ключевых аспектов, как бизнес-тренеру соответствовать Профессиональному стандарту
Профессиональный стандарт «Бизнес-тренер» (утвержден Приказом Минтруда № 418н от 26.08.2024) задает новую высокую планку для специалистов в области обучения. Это не просто формальность, а системное описание компетенций современного профессионала. Наш 6-модульный «Курс для бизнес-тренера» был разработан с опережением этих требований и является готовым решением для комплексной подготовки тренеров в соответствии с госстандартом.
1. Освоение полного цикла работы с учебными продуктами (Трудовые функции А и В)
- Требование стандарта: Профстандарт четко разделяет разработку учебных программ (функция А) и проведение обучения (функция В). Он требует умения проводить анализ потребностей, формулировать цели, разрабатывать материалы и оценивать результаты.
- Решение в нашем курсе: Курс построен по принципу «от идеи до результата». Каждый модуль последовательно ведет тренера по всему циклу: от диагностики бизнес-задач заказчика и создания программ «под ключ» (модули 1-2) до проведения тренингов и измерения их эффективности (модули 4-5). Выпускник умеет не просто вдохновляюще вести тренинг, но и создавать качественные, измеримые учебные продукты для бизнеса.
2. Глубокое погружение в предметное поле бизнеса заказчика (Трудовая функция А)
- Требование стандарта: Стандарт требует от тренера умения анализировать документы компании, понимать ее стратегические цели и операционные процессы, чтобы обучение решало конкретные бизнес-задачи.
- Решение в нашем курсе: Мы уделяем особое внимание навыкам бизнес-анализа и коммуникации с заказчиком. Участники Курса учатся «говорить на одном языке» с руководителями, проводить интервью, выявлять реальные, а не декларируемые потребности. Это превращает тренера из внешнего исполнителя в стратегического партнера по развитию персонала.
3. Формирование гибких навыков (soft skills) на уровне эксперта (Трудовая функция В)
- Требование стандарта: Помимо прямых навыков ведения группы, стандарт указывает на необходимость управления групповой динамикой, создания поддерживающей атмосферы, разрешения конфликтов и мотивации к обучению.
- Решение в нашем курсе: Этому посвящены ключевые модули курса («Тренер, фасилитатор и лектор. Современные методы проведения бизнес-тренингов» и «Работа с группой на тренинге. Групповая динамика. Работа с эмоциями на тренинге. Проблемные слушатели»). Тренеры на практике отрабатывают техники фасилитации, управления сложными участниками, развития эмоционального интеллекта — всего того, что отличает хорошего тренера от выдающегося.
4. Акцент на практику и формирование реального опыта (Требование к опыту)
- Требование стандарта: Стандарт предполагает, что тренер обладает практическим опытом. Теоретических знаний недостаточно.
- Решение в нашем курсе: Формат глубокого погружения – 6 месяцев + межмодульная практика – создан специально для этого. После каждого модуля слушатели получают задания для применения знаний в своей работе: проводят мини-сессии, разрабатывают фрагменты программ, тестируют методы оценки. Курс — это не лекция, а настоящая проектная и тренерская лаборатория. Тренеры встречаются для супервизий и разбирают свои наработки, делятся опытом.
5. Освоение современных образовательных технологий (Трудовая функция В)
- Требование стандарта: В стандарте зафиксирована необходимость использования разнообразных методов и технологий обучения (включая дистанционные), а также цифровых инструментов.
- Решение в нашем курсе: Мы обучаем работе не только в «живом», но и в онлайн- и гибридном форматах. Слушатели осваивают инструменты для создания интерактива в МТС Линк и других платформах, учатся разрабатывать электронные курсы и использовать геймификацию. Особенно это актуально для внутренних тренеров корпоративных университетов. Это делает выпускников Курса конкурентоспособными на современном рынке.
6. Развитие личного бренда и продвижение своих услуг (Трудовая функция С)
- Требование стандарта: Стандарт косвенно затрагивает эту область, требуя участия в развитии профессионального сообщества. Но для успеха в профессии важно уметь позиционировать себя и свои услуги.
- Решение в нашем курсе: В программе есть модуль, посвященный продвижению тренера. Мы помогаем сформировать уникальное торговое предложение (УТП), научиться упаковывать свой опыт и эффективно презентовать себя заказчикам. Это ключ к успешному старту или развитию карьеры. В современном конкурентном мире без этого невозможно обходиться тренеру-профессионалу.
7. Системный подход и наставничество как основа подготовки
- Требование стандарта: Стандарт описывает профессию как систему взаимосвязанных компетенций.
- Решение в нашем курсе: Наш курс — это не набор разрозненных семинаров, а целостная система. Сквозная проектная работа, поддержка ведущих (и авторов) Курса и обратная связь от практикующих тренеров-наставников гарантируют, что в конце обучения выпускник получает не просто сертификат, а готовый инструментарий и уверенность в своих силах для соответствия всем пунктам профстандарта.
Выводы
Профстандарт «Бизнес-тренер» — это систематизированный набор требований к знаниям, умениям и трудовым действиям специалиста. «Курс для бизнес-тренера» представляет собой готовую дорожную карту для освоения каждой из этих компетенций. Он построен как последовательное прохождение всех этапов.
- Модуль 1 и 4: Глубоко погружаем в диагностику потребностей, переговоры с заказчиком и постановку целей.
- Модуль 2: Учим проектировать структуру тренинга и разрабатывать контент. Осваиваем инструменты.
- Модуль 3 и 6: Отрабатываем проведение обучения с использованием современных методов.
- Модуль 4 и 5: Учим оценивать эффективность обучения, разрабатывать посттренинговые мероприятия и отчеты.
- Модуль 5 и 6: школа специалиста по корпоративному активному обучению – внутренний бизнес-тренер.
Авторы: ведущие Курса для бизнес-тренера Марина Штонда и Михаил Кузнецов.












